Варвара Холина: найти свой путь

Варвара Холина: опыт работы в финансовой сфере — более 6 лет, в том числе в крупнейших банках страны. Независимый финансовый советник. Эксперт в области создания, управления и защиты частного капитала. Тьютор по финансовой грамотности в проекте Министерства финансов РФ. Автор и ведущая тренингов по управлению личными финансами.

Встреча с Варварой оставляет интересное послевкусие. Чего можно ждать от человека, построившего успешную банковскую карьеру и начавшего свой бизнес? Жесткой целеустремленности? Примера трудолюбия 24/7? Варвара легко рушит карьерные стереотипы. Она выбрала путь эволюционного роста, когда каждое изменение проходит период анализа и тестирования. В основе ее успеха — сильное окружение, взаимоподдержка и здоровое любопытство. Если вам близок путь мягких и поступательных изменений — история Варвары поможет вам найти верные ориентиры.

 

Варвара, как развивалась ваша карьера в банке? Что вам дал этот период?

 

Это время, в первую очередь, дало понимание того, как работает большая корпорация. Сейчас у меня есть четкое представление о том, насколько по-разному работает мышление, когда ты работаешь в структуре и когда ты работаешь на себя, “на воле”. Карьера в банковской сфере дала мне невероятный рост, и неоценимый опыт. Это, конечно, могло произойти и в любой другой крупной компании. Просто в какой-то момент у меня в голове созрел вопрос: что же такое банк и как он работает? Очень захотелось изучить крупную систему изнутри. Я осознанно поместила себя в строгие рамки с 9.00 до 18.00 — хотелось побыть в этом, прочувствовать.

 

Мысль про “свободное плаванье” всегда была с вами? Или она пришла после режима “нон-стоп”?

 

Режима “нон-стоп” у меня, как такового, не было. Люди в любом месте работают ровно столько, сколько сами выбирают для себя.

 

Когда я проходила собеседование в банки, я всегда спрашивала – «как у вас принято: до девяти вечера или стандартный график?» С самого первого места я всегда работала до шести. Конечно, бывали форс-мажоры: срочные отчеты, поздние совещания и дела, которые нужно доделать именно сегодня. Работала и до 12 ночи, но это было, скорее, исключение, чем правило.

 

На мой взгляд, «сидение» дольше положенного времени – это, скорее, культура некоторых подразделений. Мне повезло работать с руководителями, которые считали, что эффективный сотрудник успевает закончить важные дела в запланированное время.

 

При этом даже размеренный график через какое-то время перестал меня устраивать. Пришло чувство, что мне необходимо больше личного времени, мне захотелось самой создавать и свой день, и свою жизнь.

 

Какие ваши личные качества помогли динамично расти в банке?

 

Мне нравится высказывание: “Интересное не всегда сложно, сложное — не всегда интересно”. В жизни для себя я в первую очередь выбираю интересные задачи, и зачастую они оказываются непростыми. В детстве я любила собирать большие пазлы красивых картин, наверное, поэтому в банке меня часто привлекали на проекты в состоянии хаоса или стартапа, и вместе со своей руководительницей мы создавали стабильные структуры и системы. Я работала преимущественно с отчетностью, и для меня было важно, чтобы результатами моего труда могли пользоваться люди дальше. Как только система выстраивалась, я переходила на новый проект.

 

Сейчас в моей личной практике работает тот же принцип. Ко мне приходит клиент со своей личной уникальной историей, очень часто с вопросами: “Понимаю, что-то нужно делать, а что, не знаю” или “знаю, что хочу — не знаю, как лучше осуществить задуманное” или “какой путь самый простой и эффективный?”. Мы разбираемся и выстраиваем для него систему, с которой он дальше работает и развивает ее. При этом я всегда рядом и готова оказать необходимую поддержку.

Были ли в вашей карьере наставники, которые определили вектор вашего развития?

 

Безусловно. Мне очень повезло с моей первой руководительницей в банке. Я помню наше первое собеседование: я на тот момент была выпускница с горящими глазами, которая очень хотела почему-то именно в банк, но при этом ничего о нем не знала. Я честно призналась, что банковских знаний у меня нет, но я быстро во всем разберусь. Она в меня поверила, а я оправдала ее ожидания. С ней мы проработали в разных коллективах и разных банках более шести лет. У нас сложились очень хорошие взаимоотношения, и она действительно все это время была и остается моим ментором и во многом вдохновляющим примером.

 

Если говорить про сильные стороны и зоны роста — какой подход вам ближе? Усиливать сильные стороны, или прокачивать зоны роста?

 

Не нужно впадать в крайности: истина где-то посередине. Главную ставку стоит все же делать на свои сильные качества и инвестировать ресурсы в их развитие. При этом слабые запускать не стоит, и работать над ними в фоновом режиме — иначе они станут  грузом, который будет тянуть вниз. Я где-то прочитала: “Выбери ту сферу, в которой ты можешь стать лучшим в мире. И стань им”.

 

Как произошел переход от корпоративного формата в свободное плаванье?

 

Самое важное, что я сделала, я окружила себя людьми, которые меня поддерживают. За кадром красивой картинки “мое дело” остается много всего непростого. Нас окружают тысячи историй успеха, но через время приходит понимание — мир большой, и в нем есть столько всего, что мы не знаем, о чем мы даже не думали. Принимая решение о таком шаге, я много советовалась с людьми, которые уже это сделали. Есть коучи, менторы, люди из бизнеса, которые всегда готовы делиться опытом. В своем деле я тоже выбрала себе ментора, который очень помогает и поддерживает.

 

Важно сделать плавный переход, который в моем случае происходил в течение года. Работая в банке, я по вечерам брала клиентов, наращивала время, которое уделяла своему бизнесу. При этом было очень важно не потерять свой личный ресурс. Так что я за то, чтобы переход от найма к своему делу делать максимально для себя комфортным.

 

Давайте перейдем к теме клиентов? Как вы определяете — свой или чужой клиент?

 

Я люблю людей, которые постоянно развиваются, стремятся сделать свою жизнь яркой, интересной и осознанной, при этом улучшают мир. Я считаю, что на каждого консультанта и эксперта есть свой клиент. Должно быть комфортно обоим. Как-то я села и записала важные для меня критерии, с какими людьми мне хочется работать. И стали приходить именно те, с которыми мне действительно интересно. Мои клиенты часто становятся людьми моего близкого окружения. И мы вместе растем, это уже не просто отношения клиент — финансовый консультант. Это настоящая взаимная поддержка: ты становишься частью его жизни, а он положительно влияет на твою.

 

Аналогичный подход я использую при выборе специалистов для себя. Мои эксперты искренне любят свое дело, постоянно совершенствуются и удивляют меня интересными новинками. Я ценю индивидуальный подход и ощущение, что мы «на одной волне». В этом случае поставленные задачи решаются эффективно и с удовольствием. Формальный подход и работа только по таймингу — это не мой вариант.

Можете немного рассказать про своих клиентов?

 

Ко мне постоянно приходят люди на мой внутренний запрос: “Я хочу расти”. Это и люди бизнеса, и клиенты из крупных международных компаний: как опытные руководители, так и хорошие специалисты в своей области. Но всегда это в первую очередь люди думающие. По большому счету для меня никогда особенного значения не имели ни статусы, ни должности, ни регалии. Я одинаково легко общалась и с обслуживающим персоналом, и без страха заходила в кабинеты вышестоящих руководителей. Чужой статус — это точно не то, чего стоит бояться.

 

С какими клиентами вы не работаете?

 

Я очень фильтрую людей по ценностям. Если у потенциального клиента не очень чистые намерения, и мы по ценностям не совпадаем, то сразу говорю: “Я не смогу вам помочь”. Либо если человек живет в шаблонах и не хочет из них выходить, считает, что мир ему должен и приходит к консультанту с посылом: “Давайте, сделайте меня богатым”.

 

Я не беру на себя ответственность следить за каждой копейкой в кошельке клиента. Любой человек — капитан своего финансового корабля. А я штурман. Я показываю картину в целом: возможные пути, риски, прокладываю маршрут, корректирую при необходимости, и человек видит варианты шагов по его запросу и в конкретной ситуации. Дальше он сам принимает решение и несет за него ответственность, как расти, как развиваться и какой путь выбрать к своим целям.

 

Порой приходится клиента воспитывать (в хорошем смысле): видно, что хочет и готов, видно, что ему интересно, но есть какие-то сомнения, страхи. Я тогда говорю: “Давай соблюдать наши первоначальные договоренности. Я могу порекомендовать тебе другого консультанта, и ты выберешь того, с кем тебе будет комфортно работать”. Кого-то такая встряска “включает”.

 

Что стало для вас открытием, когда вы стартовали свое дело?

 

Когда ты выходишь в свободное плаванье, есть два момента, которые сильно меняются. Первое — это тайминг. Нужно почувствовать и понять свой день. Расписание часто меняется, приходится вырабатывать свой режим. Второе — когда ты работаешь по найму, это всегда стабильные и понятные поступления денег. Бизнес — это прогнозируемо, но не всегда предсказуемо. Важно иметь свою подушку безопасности и понимать свои возможности и реальность мира.

 

 

У многих консультантов есть внутренний барьер в “продаже себя”. Как вы оцениваете свои навыки выявления потребностей и самопрезентации?

 

Я достигла определенного уровня. Люди мне доверяют и это придает уверенности. Я много работаю в плане личного бренда, и мне кажется, что эта работа только начинается.

 

Страх продаж — это часто про отсутствие опыта. Всегда нужно сначала попробовать, сделать тест драйв, всегда есть рядом люди, которые поддержат. Первые клиентские встречи я проводила с друзьями. Прямо так и говорила: “Давай встретимся, будешь моим первым клиентом”. Тема личных финансов многим актуальна, а близкие люди всегда дают объективную обратную связь, и ты уже выверяешь. Когда начинаешь свой путь в безопасной среде, то формируются внутренний навык и внутренняя уверенность и выходить к незнакомому человеку уже не страшно.

 

Как вам удается держать баланс и уровень энергии?

 

Очень важно то, как ты начинаешь утро. Какое-то время назад я ушла от схемы: “Вскочила и побежала на работу”. Сейчас первые часы я уделяю себе, у меня есть определенный набор утренних ритуалов, и это делает мой день насыщенным и продуктивным. Также в течение дня и недели я обязательно уделяю время вещам, которые помогают поддерживать ресурсное состояние.

 

Что помогает вам настроиться на саму себя?

 

Почувствовать, что мне необходимо в данный конкретный момент. Медитации и йога сменяются активными занятиями. У меня уже очень много разных инструментов, и я постоянно пробую что-то новое! Два с половиной года назад я попала на свою первую яхтенную регату, и меня это очень увлекло, настолько, что я уже в ближайшее время планирую получать шкиперские права. Тренинги, обучение — я выбираю что-то особенное в зависимости от того, что я хочу развить, что мне сейчас интересно. Постоянно стараюсь выходить из зоны комфорта, но всегда экологично для себя и других. Что-то старое и неактуальное — отбрасываю, что-то новое — добавляю.

 

Кого бы вы хотели взять в качестве карьерного протеже?

 

Также как и с клиентами, так с моим окружением — это люди, которые хотят развиваться, которые, возможно, еще не совсем нашли себя, свою цель по жизни, но они ищут и не боятся пробовать.

 

Какой совет себе вы бы дали в прошлое, что бы вы сказали в отношении карьеры?

 

Доверяй себе, пробуй новое, отбрось сомнения. Найди свой путь и следуй ему, несмотря ни на что и ни на кого. Be happy, be yourself!

 

Есть ли книги, которые повлияли на вас, на вашу карьеру?

 

Меня всегда привлекали книги про бизнес, я отдавала большее предпочтение деловой литературе, нежели классике. Одна из моих любимых книг — “Доставляя счастье”. Больше всего запомнилась идея о том, чтобы делать для человека нечто большее, чем он сам ожидает. Вызывать WOW-эффект. И вторая — “От хорошего к великому”. Это масштабное исследование о секретах успеха великих компаний и об особом складе мышления руководителей, которые привели их к выдающимся результатам. Обе эти книги применимы не только к бизнесу, но и к жизни в целом. Вообще я считаю, что бизнес должен быть со смыслом и нести добро в окружающий мир.

 

 

 

Текст интервью: Ирина Хоменко

 

Оцени полезность статьи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Поделись в Facebook

Выбор читательниц

«Жизнь больше, чем работа. Я больше, чем HR»

Наш ментор Алена Гаврилюк — харизматичный и целеустремленный руководитель, а еще жена, мама и очень творческая личность. Как ей удается совмещать карьеру и семью,путешествия? Ответы ищите в новом интервью!

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Вера Савенко: Как строится карьера женщины в IT-сфере

Наш ментор Вера Савенко, руководитель управления IT-инфраструктуры групп компаний агрохолдинга ОАО «Группа Черкизово», рассказала о своём карьерном пути и поделилась полезными рекомендациями для женщин, которые хотят развиваться в IT-сфере.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ