Привычка быть нужной

Занятым быть модно. “Я уехала из офиса в начале первого ночи”, “Я доделал проект в отпуске”, “Не отдыхаю уже третий год — много работы”, — такие фразы можно услышать от внешне успешных деловых людей. В этой статье мы поговорим о синдроме “всенужности” и том, какое влияние на жизнь он может оказать.

Вот его основные признаки:

  • Вы берете работу на дом.
  • Вы проверяете рабочую почту даже в праздники.
  • Вы спите с мобильным телефоном в обнимку.
  • Вы не можете поехать в отпуск, потом что у вас много работы.
  • А если едете — то только в отель с отличным wifi, потому что “нужно решать вопросы”.
  • Вы видите своих близких 2-3 часа в день.
  • За обедом вы успеваете обсудить ключевые задачи с коллегами. Либо едите перед монитором — успевая одной рукой набирать ответ на очередное письмо.
  • Вы никогда не знаете точно, во сколько сегодня уйдете с работы.
  • Вы выполняете все больше и больше задач, но меньше их не становится.
  • Ваши диалоги в мессенджерах в основном с коллегами и клиентами.
  • Вы редко видитесь с друзьями.

 

Вам кажется, что без вас работа встанет, а в офисе все рухнет, если вы задержитесь хоть на 15 минут.

 

“Когда меня назначили директором по PR, я перешла на формат работы “12 часов — минимум”. Я считала, что просто обязана доказать своему руководителю — он сделал правильный выбор. Из самолета я сразу ехала в офис, мониторила социальные сети 24 часа в сутки и выпустила столько бесплатных пресс-релизов, что штаб квартира заподозрила меня в раздвоении личности. А потом я узнала, что скоро стану мамой.

 

План был такой — после рождения дочки я беру тайм-аут на 3 месяца и возвращаюсь. Даже на родильном кресле я не рассталась со смартфоном — нужно было утвердить интервью нашего генерального для Коммерсанта. Выйти “по плану” не случилось. Штаб-квартира назначила нового генерального, тот привел всю команду. Меня настойчиво попросили “посидеть дома”. В тот момент я осознала, что буквально зависима от работы”.

 

От синдрома всенужности не застрахован никто — им в равной степени могут быть подвержены и секретарь, и HR-менеджер, и генеральный директор. Если спросить такого суперзанятого сотрудника: “Зачем ты работаешь?”, — ответы будут такие:

  • Мне нужны деньги, я семью содержу!
  • Это моя самореализация!
  • Я строю карьеру!

 

При этом может оказаться, что и денег в семье достаточно, и послужной список уже пополнен, и репутация в профессиональном сообществе самая положительная.  А привычка перерабатывать базируется на совсем других причинах. И среди них:

  • Страх ошибиться/ не успеть сделать работу.
  • Внутренняя конкуренция в компании.
  • Синдром самозванца.
  • Стремление к признанию, которое можно получить только на работе.
  • Нерешенные личные/ домашние проблемы.

 

“Когда я ушел из компании, больше всего меня поразила тишина. Я внезапно стал незаметным, ненужным. Никто не звонил, не приходил за советом. С учетом того, что моя семья сейчас живет отдельно от меня (с женой развелись 2 года назад), эта тишина окружила меня. Я вдруг вспомнил, что моя привычка много работать, как раз оказалась связана с желанием вырваться из этой тишины”.

 

Представьте, что какое-то событие вырывает вас из привычного контекста совещаний, встреч, частов и переписки. Внезапная болезнь, или сокращение штата компании. Что вы обнаружите?

  • Потерянный статус — вы были сотрудником компании N, а теперь — просто человек. Перестают приходить пачки приглашений на конференции. Замолкает телефон. С вами продолжает общаться 1% ваших контактов, для кого вы не только “менеджер”/”эксперт”/”руководитель”, но и личность. И зачастую это совсем не те люди, от которых вы ждали поддержку.
  • Утраченные дружеские связи — ведь когда не видишь приятеля несколько месяцев, а то и лет, утрачивается общее информационное поле. Остается только прошлое.
  • Личные драмы — супруг/ супруга отдалились, они заполнили ваше отсуствие чем-то (или кем-то) другим.
  • Профессиональное выгорание — развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения».

 

И как вам картинка? Не очень жизнеутверждающе, верно? Чтобы ваша всенужность и занятость не обернулись для вас больничной койкой, обходным листом или забвением, примите своевременные профилактические меры:

  • Задайте себе вопрос: “Зачем я работаю?”. И выпишите все-все ответы. Даже те, которые вам не очень-то понравятся.
  • Вместо того, чтобы делать косметический ремонт стен, которые вот-вот рухнут, возьмитесь за капитальное строительство: какие проблемы вы решаете своей вечной занятостью? Вам страшно, что у вас не большой цели? Вам не нравится приходить домой и видеть вечно недовольную жену? Вы думаете, что недостойны этой должности и это вот-вот вскроется? Вы не успеваете справляться с задачами и вам нужно больше времени? Определите истинную задачу и начните ее решать. Маленькими ежедневными подзадачками.
  • Обратитесь за помощью. Ментор, психолог, карьерный консультант, психотерапевт, тренер помогут сэкономить десятки часов и решить вашу задачу наиболее оптимальным способом.
  • Восстанавливайте ресурсы. Легкие тренировки, медитации, прогулки, разговоры с друзьями, игры — выберите свой способ отдохнуть. Для продуктивности и выработки новых идей время от времени просто необходимо переключаться.
  • Балансируйте себя. Перестаньте как заядлый игрок ставить все фишки на поле под названием “работа”. Ведь карьера — дама капризная. Будьте к ней чуть-чуть равнодушнее. Ведь она самая главная). Она тут же развернется к вам: “Как же так? Куда это ты без меня?”.

 

И постарайтесь сохранить эту ясность как можно на дольше. Отключите телефон и выйдете из офиса ровно в 18.00. Вдохните воздух, посмотрите на небо. Дойдите до незнакомого кафе и закажите чего-нибудь необычного — лавандовый чай или фисташковый кофе. Попробуйте жизнь на вкус и побудьте в тишине. Почувствуйте спокойствие внутри и разрешите себе не бежать. Ведь кто понял жизнь — тот не торопится.

 

А любая жизнь гораздо больше даже самой интересной работы.

 

Автор: Ирина Хоменко

Оцени полезность статьи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Поделись в Facebook

Выбор читательниц