Чистосердечное признание: как правильно бояться карьерного роста

В IBM я работаю более 20 лет. Начинала как эксперт по финансам, но затем произошел плавный переход в руководство продажами. Сначала я руководила продажами программного обеспечения, сейчас у меня весь портфель решений, вся территория России и, соответственно, команда, которая эти предложения продвигает на рынке.

Позволю сразу заметить, что ничего такого непосильного в IT-отрасли для женщин нет. Что такое технологии сегодня и зачем они нужны? Для того, чтобы помогать частным клиентам и организациям управлять своим бизнесом.

 

Когда мы говорим с клиентом про IT, мы говорим не про технические детали или программный код. Мы говорим про бизнес-задачи. И тут специалист должен понимать индустрию клиента, разговаривать на языке его бизнеса. И здесь и у женщин, и у мужчин могут быть равные возможности и одинаково прекрасные истории успеха.

 

Забудьте фразу «Вдруг я не смогу» и найдите ментора

Имея за плечами опыт управления разными командами, могу сказать, что для любого сотрудника очень важна поддержка руководителя или ментора. Это как раз тот акселератор, который добавляет к твоему внутреннему «движку» дополнительные элементы, помогает понять, куда двигаться дальше и как развиваться.

 

Больше всего он нужен в момент сомнений или дилемм. Например, женщины, перед тем как принять решение о следующем карьерном шаге, часто задают себе вопрос: «Вдруг я не смогу?». От мужчин я никогда не слышала таких признаний.

 

И такой вопрос — «Вдруг я не смогу?» – становится очень сложным барьером в развитии. Мы боимся переоценить собственные силы и подвести окружающих, сделать неправильный выбор и стать объектом критики. Это подтверждают и данные исследований. Так, при одинаковом опыте и компетенциях мужчины более уверены в том, что в состоянии занять новую должность. Женщины же часто занижают самооценку и при соответствии «лишь» 75% требований к кандидату на должность, даже не отправляют свое резюме.

 

А, ведь, позволяя неуверенности выйти вперед, можно упустить хорошие возможности. Страх перед новыми обязанностями, страх не справиться и выглядеть слабой, сильно тормозит профессиональное развитие. У меня было как минимум два случая в карьере, когда я сомневалась в собственных силах, и мне требовалась поддержка, чтобы принять решение.

 

Получите дополнительное образование и постоянно развивайтесь

Первая история случилась, когда в конце 90-х меня номинировали на четырехлетнее обучение по программе MBA в британском The Open University. Я понимала, что такой серьезный шаг потребует сил и времени, что силы свои надо оценивать трезво, что это инвестиции со стороны работодателя лично в меня.

 

Поэтому я пришла к менеджеру и сказала: «Я тут прочитала и ответственно подошла к вопросу обучения. Думаю, не стоит в меня вкладываться». Мой руководитель нашел правильные слова, убедив меня в том, что все будет нормально, что он поддержит меня, и что при необходимости мы сможем согласовать индивидуальный график работы. Так я решилась на участие в программе.

 

Конечно, совмещать работу и обучение было непросто. Чтобы получить диплом, требовалось пройти восемь полугодовых курсов. И еще раз в полгода на 1-2 дня принимать участие в выездной школе с групповыми семинарами и практическими занятиями для всего потока (почти 100 человек).

 

На тот момент главной сложностью в обучении для меня стала нехватка менеджерского опыта, так как часть заданий программы как раз отсылали к примерам из собственной рабочей практики. Поэтому программа MBA стала для меня в большей степени историей теоретической. Но интересной и полезной историей.

 

На примере коллег по обучению я увидела перспективы, которые могла бы применить и к себе. Поэтому я твердо уверена в том, что обучение MBA должно быть повышением квалификации, а не начальным менеджерским образованием. Программа лучше подходит для тех, кто уже имеет практический опыт управления.

 

Будьте открыты к новым возможностям и переездам

Сомнения возникали и в те моменты, когда мне предлагали перейти на новые должности внутри компании. Так, в начале 2000-х я получила предложение о работе на несколько лет в европейской штаб-квартире компании, которая на тот момент располагалась в Париже. Я тогда занимала позицию финансового директора в Москве и была твердо уверена, что финансы – это мое, и ни в какой другой роли я себя не вижу.

 

В Париже меня тоже ждала позиция, связанная с финансами. Но вопрос был в другом: «А на какую позицию я потом вернусь на родину?». Второй дилеммой стал вопрос с детьми: мой сын заканчивал школу, и брать его с собой означало бы ломать продуманный процесс обучения.

 

Мой ментор из IBM очень помог мне, приведя нужные доводы. А вот собственный сын оказался самым настоящим акселератором. В то время он увлекался футболом и привел аналогию с футболистом не самой сильной российской команды, которого пригласил знаменитый заграничный клуб. «Пойми, какая это для него возможность! Ты можешь представить, чтобы он отказался? Вот и ты не должна отказываться!». Аналогия, конечно же, вызвала улыбку, но сомнения мои были окончательно сняты.

 

Главной особенностью работы в Париже стало то, что мои подчиненные работали не рядом за стеной, а на расстоянии – в трех разных странах Европы. Это был мой первый опыт работы с подобной «виртуальной» командой, состоящей из специалистов разных национальностей.

 

Чувствовались культурологические нюансы: в стиле общения, темпе речи и работы, структурированности. Поэтому мне потребовалось быстро научиться выстраивать продуктивные коммуникации. И этот практический опыт оказался очень полезным, без него не получилось бы последующего развития в международной корпорации.

 

Через два года работы в Париже я стала руководить финансовой командой, в которую входили также и технические специалисты – эксперты по системам финансового планирования и отчетности. Суть их работы я не очень понимала, поэтому приняла новый вызов – как руководить командой и представлять для нее определенную ценность, не будучи предметным экспертом в ее области.

 

Мне помогла честность. Я не пыталась изобразить из себя эксперта в их предметных областях. Потому что профессионалу всегда понятно, в чем ты действительно разбираешься, а в чем нет. При этом я старалась поделиться своей менеджерской экспертизой, например, в построении командной работы и управлении людьми. Благодаря такой стратегии получилось создать уважительные отношения, где каждый понимал ценность друг друга.

 

Верьте в себя

Эти и другие случаи из моей карьеры помогли мне осознать, что надо верить в себя, чтобы расти и идти к новым достижениям. Ведь самая главная преграда и враг развития – это страх. Операционный директор Facebook Шерил Сандберг в книге «Не бойся действовать» писала: «Избавившись от страха, женщины в состоянии достигать профессиональных успехов».

 

Главным же своим помощником я считаю умение вникать, учиться и решать задачи. Я часто говорю своим сотрудникам: «Не узнаешь, пока не попробуешь». Сомневаться бессмысленно. Сначала надо ухватиться за шанс, а потом приложить все усилия для успеха. И не бояться ошибок и неудач. При этом если рядом есть акселератор – человек, который в нужный момент поддержит и даст ценный совет, то это прибавляет уверенности и помогает идти вперед.

 

 

Источник

Автор: Татьяна Сорокина

 

Оцени полезность статьи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Поделись в Facebook

Выбор читательниц

Адена Фридман: Как выбрать идеальное место работы

Адена Фридман считает, что стоит осторожно подходить к вопросу смены работы и не менять её слишком часто — лучше расти в рамках одной компании.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Женская карьера не обязательно должна быть стремительной и вертикальной

Легенда отечественного рынка рекрутмента Елена Новикова рассказала о том, какие варианты успешной женской карьеры существуют, и объяснила, почему не все амбиции необходимо удовлетворять.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ